Заместитель гендиректора «Просвещения» выступила с лекцией об учебниках перед будущими педагогами
4-5 октября 2023 года Минпросвещения РФ совместно с подведомственным ему Центром просветительских инициатив провело «Собрание студентов — лидеров общественного мнения педагогических вузов» в стенах «Просвещения». На мероприятии собралось 50 человек из 37 педагогических вузов страны. Заместитель гендиректора издательства Ольга Жигалёва прочитала им лекцию «Как появляются новые и актуализируются действующие учебники и пособия».
В рамках лекции Ольга Жигалёва рассказала будущим педагогам о том, что учебники пишутся, готовятся к выпуску и печатаются в трёх разных местах: по месту пребывания авторов, в издательстве и в типографии соответственно. Также она объяснила разницу между учебниками и учебными пособиями.
«Учебник содержит систематическое изложение материала по определённой дисциплине, проходит государственную экспертизу и либо попадает в федеральный перечень учебников (утверждаемый Минпросвещения РФ — прим. ред.), либо нет. Во втором случае он уже не может считаться учебником, а называется учебным пособием. То же самое происходит, если учебник, например, устаревает», — пояснила Жигалёва.
Эксперт также назвала три принципа, которые лежат в основе любого учебника:
Научность. Вся представленная для изучения информация подтверждена и выверена, подчеркнула Жигалёва.
Доступность. Материал нужно излагать так, чтобы ребёнок его мог понять, осознать и запомнить.
Наличие методического аппарата. Вопросы, задания, упражнения, памятки, алгоритмы и пр. помогают осваивать предложенный материал.
Ольга Жигалёва объяснила студентам, что учитель не должен слепо следовать тексту учебника.
«Учебник — это инструмент и опора для учителя. Но он не заменяет педагога, а только помогает ему. Например, после параграфа может быть предложен ряд заданий разного уровня сложности. Ни в коем случае не надо задавать на дом всё, нужно смотреть на степень подготовки учащихся, что для них будет легко, что слишком сложно», — сказала спикер.
Она также пояснила молодёжи, почему учебники, которые повсеместно использовались ещё 2-3 года назад, теперь потеряли свою актуальность в связи с обновлением федеральных образовательных программ и стандартов.
«Если раньше авторы выстраивали материал в соответствии со своей методикой, и одну и ту же тему ребёнок мог проходить по одной системе в пятом классе, а по другой — в седьмом, то теперь чётко прописано, что в каком классе и в какой последовательности нужно изучать. Поэтому, например, при переезде для ребёнка не будет проблемой переход в другую школу, везде будет одинаковый уровень образования независимо от учебного заведения или региона», — сказала Жигалёва.
Кроме лекции, в рамках двухдневной программы для студентов провели ряд мероприятий. Замминистра просвещения РФ Александр Бугаев рассказал о проектах ведомства, помогающих в реализации студентам педвузов, замдиректора по развитию Российского общества «Знание» также — о проектах для молодёжи и педагогов. Также студенты узнали о тонкостях работы с фото- и видеоконтентом, ресурсах и возможностях соцсети «Вконтакте» для школьных сообществ и об инфраструктуре научно-производственных объединений для реализации молодых педагогов.
Понравился материал? Расскажите другим